Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Погода

Календарь

ПнВтСрЧтПтСбВс

Программа развития

НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ

И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГИМНАЗИИ.

Рождение учебных заведений с новыми содержательно-целевыми функциями следует рассматривать как объективный социально-обусловленный процесс, реальное проявление диалектики развития образования как составной части общественной жизни. Демократические процессы в обществе вызвали позитивные сдвиги в образовании, привели к поиску позитивных образовательный форм и методик, обогащающих и расширяющих образовательное пространство, создающих благоприятное разносторонние возможности для обучения, воспитания, интеллектуального развития личности.

Учебные заведения нового типа по своей сути качественно новый шаг в развитии образования соединяющий единоличности и общее, личностное и общественное, реализующий логику и смысл непрерывного образования.

Учебные заведения нового типа решают такую важную задачу как устранение разрыва между ступенями образования являются своеобразными образовательными мостами непрерывности и интеграции динамично развивающегося образования.

Каждое учебное заведение своеобразно. Его лицо, содержание, формы работы определяются конкретными обстоятельствами: функциональным назначением, профилями обучения, месторасположением, составом учащихся и педагогов, спецификой сотрудничающих учебных заведений и организаций, культурно этическими и другими аспектами.

Каждое учебное заведение нового типа:

- является самостоятельным юридическим лицом;

- имеет индивидуальное штатное расписание;

- работает по индивидуальному учебному плану;

- финансируется по нормативам, имеющим приоритетный характер по сравнению с обычными учебными заведениями;

- осуществляет отбор учащихся и формирование педагогического коллектива по конкурсу;

- создает специальные фонды для поощрения учащихся, а также привлекает к учебно-воспитательному процессу работников науки, культуры, образования и производства.

Центральный вопрос для перспективы развития новых учебных заведений - выработка научно-педагогической обоснованной концепции функционирования каждого вида учебных заведений, соответствующего содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса.

Исходные концептуальные положения.

Исходя из самой образовательной сущности и целевого назначения учебных заведений нового типа они призваны решать целый комплекс функциональных задач:

- обеспечение соответствующего уровня образования в интеграции с последующим более высоким уровнем;

- дифференциация обучения и профессиональное определение учащихся на старшей ступени обучения.

- развитие творческого интеллектуального потенциала учащихся;

- широкая общекультурная подготовка.

Решение этих многофункциональных задач не может быть осуществлено лишь путем частичного изменения действующих планов и программ. Требуется сформировать качественно новое содержание обучения и воспитания в учебных заведениях нового типа, разработать комплекс учебно-методического обеспечения. Именно гуманитарный, личностный аспект выпускает здесь доминантой.

Изложенные общие методологические подходы к учебным заведениям нового типа дают возможность вычленить концептуальные принципы организации и функционирования гимназии.

Основная цель гимназии - подготовка учащихся к продолжению образования в высших учебных заведениях.

Таким образом, гимназии должны обеспечить уровень среднего образования, создать благоприятные условия для развития личности, реализовать свою культурообразующую функцию. Данное целеполагание позволяет определить общую формулу гимназии.

Гимназия - это учебно-воспитательное учреждение системы общего и среднего образования, обеспечивающее получение среднего образования на повышенном уровне, развитие индивидуальных творческих способностей, формирование интеллектуальной высококультурной личности.

Специфика гимназического обучения предопределяет многообразие видов учебных занятий: уроки, лекции, практические, семинарские, рефераты, дискуссии, а также различные формы контроля.

Усиливается компонент самостоятельной работы гимназистов. Со стороны педагогов должно обеспечиваться руководство самостоятельной работой учащихся, необходимо консультирование и методическая помощь.

Гимназисты привлекаются к научно-исследовательской работе, научно-техническому, художественному творчеству, различным видам творческой деятельности с учетом их склонностей.

Для реализации интеллектуальной и культурно-развивающей функций гимназия должна обеспечить разнообразную внеучебную деятельность учащихся, создавая различные кружки, студии, клубы по интересам, научные, спортивные объединения. Для этих целей используется вузовский потенциал, привлекаются работники науки и культуры.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ГИМНАЗИИ № 22.

Гимназия расположена недалеко от центральной части Минска, что обеспечивает потенциальные возможности тесного взаимодействия с культурными заведениями столицы (библиотеками, музеями, вузами и т.д.). Однако необходимо учитывать и негативные влияния социума на образовательную систему гимназии.

Информационная справка.

Средняя школа № 171 функционирует с 1985 года, с 1992 года получила статус школы с углубленным изучением английского языка, с 8-го класса началось изучение математики на повышенном уровне. Первый выпуск учащихся состоялся в 1990 г. 147 выпускников награждены золотыми и серебряными медалями, 31 - окончили педагогические вузы, из них 11 пришли работать в свою школу.

Трое выпускников поступили в зарубежные вузы: двое - в Люблинский университет, один - в Норвежский, 20 учащихся были зачислены в высшие учебные заведения по результатам олимпиад, в том числе в МГУ и Академию ФСБ России.

В среднем ежегодно в вузы поступает 94% выпускников школы.

С 2000 г. школе присвоен статус гимназии. Численность учащихся 1053 человека. Обучение проходит преимущественно в одну смену. Преподавание ведется силами педколлектива гимназии с привлечением специалистов из вузов.

Средний возраст педагогического коллектива 40 лет. Это высокообразованные, хорошо владеющие методикой преподавания специалисты.

Режим работы гимназии - шестидневная учебная неделя. Продолжительность уроков по классам - 45 минут. Среднее количество уроков в день 6-7. Гимназия имеет большой и малый спортзалы, спортивную площадку, актовый зал, столовую на 128 мест Количество кабинетов позволяет проводить занятия с наибольшим числом групп учащихся. В гимназии имеется хорошая видео- и множительная техника.

Библиотека обладает фондом, отвечающим её потребностям.

1. Педагогическое кредо.

В гимназию приходят учиться школьники, у которых интерес к различным наукам достаточно устойчив и глубок. Поэтому одной из основных задач учебного учреждения становится развитие творческих способностей учащихся.

Взяв за основу положение психологии, согласно которому способности не только проявляются, но и формируются в деятельности, педколлектив гимназии определил педагогическое кредо:

Творчество не исключение, а норма детского развития.

Общими принципами организации Среды учения и жизнедеятельности учащихся в гимназии являются:

- природосообразность: учет закономерности природного развития детей, укрепление их физического и психологического здоровья;

- индивидуально-творческий подход: удовлетворение интересов и потребностей каждого ребенка в разнообразных видах творческой деятельности.

- принцип гуманизма определяет общий характер отношений и предполагает нормальные, а не козенно-официальные отношения.

- культуросообразность: обучение, воспитание и организация жизни детей в контексте культуры;

- принцип дифференциации: выявление и развитие у учеников склонностей и способностей к работе по различным направлениям изучаемых наук.

- принцип увлекательности - один из важных принципов образования. Если не завоюет души учеников, преподаётся бесстрастно, то сама по себе увлекательная информация не оставит сколько-нибудь заметного следа. Материя урока (семинар, лекция. практических задач) должен быть доступен и интересен для учащихся.

- жизнетворчество: включение гимназистов в решение реальных проблем их коллективной и личной жизни, обучение технологиям построения собственной жизни в изменяющихся экологических и социокультурных условий;

- сотрудничество: объединение целей детей и взрослых, общая деятельности и согласованность действий, общие и взаимопонимание, общая устремлённость в будущее и взаимная поддержка.

Взрослые-воспитатели и воспитанники-ученики создали союз, результаты которого очевидны; Ученики учатся наукам, учителя и родители учатся постигать детей, Взрослые оценивают знания и умения учащихся, учащиеся - профессиональные качества взрослых, поэтому девизом гимназии стали слова А.С.Пушкина “ДРУЗЬЯ МОИ, ПРЕКРАСЕН НАШ СОЮЗ”.

2. Цель и задачи гимназии.

Целью образования в гимназии является выявление способностей каждого ученика: создание условий для развития творческого интеллектуального потенциала учащихся, саморазвития, реализации своего “Я” и формирования духовно богатой, нравственной, национально сознательной и физически здоровой личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной на участие в духовном развитии общества.

Эта цель реализуется на основании разработанных диагностик обученности и воспитанности личности; использования в педагогическом процессе элементов новых педагогических технологий и современных методик обучения. и воспитания.

В гимназии осуществляется дифференцированный подход в обучении учащихся, реализующийся в создании ситуации выбора направления обучения: физико-математического и гуманитарного профиля. Личностно-ориентированный подход реализуется в применении новых форм и методов обучения и воспитания гимназистов.

Из вышеуказанной цели вытекает

следующее группы задач:

1. Создание условий для протекания

педагогического процесса в гимназии:

- Обеспечение оптимального сочетания базового и профильного образования

- создание благоприятного психологического микроклимата;

- недопущение перегрузки учащихся;

- соблюдение санитарно-гигиенических норм при организации рабочей недели и учебного дня;

- обеспечение учителей необходимой литературой;

- рациональное использование библиотеки, кабинетов;

- разработка методических рекомендаций, памяток, советов для учащихся;

- повышение уровня профессионализма педагогов.

II. Развитие творческих способностей учащихся.

- Совершенствование системы вступительных экзаменов;

- внедрение в гимназию в учебный процесс, новых форм, методов и средств обучения;

- разработка нового содержания образования на принципах дифференциации, интеграции и непрерывности;

- привлечение учащихся к научно-исследовательской работе;

- создание творческой атмосферы в гимназии путем введения курсов по выбору (кружков, факультативов, спецсеминаров и т.д.), образование целевых, проблемных, творческих групп, дискуссионных клубов;

- организация самостоятельной работы учащихся;

- участие гимназистов в районных, городских, республиканских конкурсах.

III Формирование творчески

работающего коллектива учителей.

- Совершенствование системы конкурсного отбора учителей;

- обеспечение оптимальной нагрузки учителей;

- развитие творческой инициативы кадров;

- перестройка методической работы с педагогическими кадрами;

- создание педагогической лаборатории под руководством ученых БГПУ им. М.Танка;

- привлечение к работе в гимназии представителей науки и родительской общественности;

- внедрение передового опыта в практику работы гимназии;

- обобщение и распространение педагогического опыта учителей;

- привлечение педагогов для участия в республиканских и Международных конференциях по вопросам образования и воспитания подрастающего поколения;

- изменение этического климата взаимоотношений в коллективе;

- совершенствование морального и материального стимулирования участия учителей, родителей, ученых в осуществлении учебно-воспитательного процесса учреждения.

IV. Воспитательная работа:

- Совершенствование системы воспитательной работы гимназии по осуществлению общекультурной подготовки гимназистов;

- направление усилий педагогов и учащихся на культурно-просветительскую работу в микрорайоне;

- совершенствование системы работы кураторов;

- усиление воспитательного потенциала уроков;

- соблюдение и развитие традиций гимназии;

- формирование органов ученического самоуправления;

- совершенствование системы профессиональной ориентации гимназистов.

V. Демократизация системы управления гимназией.

- Осуществление управления на основе сотрудничества, инициативы и творчества;

- оптимальное распределение функциональных обязанностей администрации

- перестройка административного контроля;

- расширение и укрепление нормативной базы участия членов педколлектива, а также учащихся, их родителей и общественности в управлении

- повышение управленческой компетентности участников педагогического процесса;

- совершенствование системы финансирования.

3. Содержание образования в гимназии.

Под содержанием образования понимают информацию, предъявляемую к усвоению и способы, какими эта информация преподается и изучается. Научно обосновано несколько видов содержания образования.

Универсальное образование дает учащимся общеучебные и рефлексивные умения и предполагает использование основных методов обучения: объяснительно-иллюстративного, частично-поискового, исследовательского. Оно представляет собой овладение языками, математикой, компьютером, музыкой, разнообразной художественной, научной картиной мира и антропологией.

Прагматическое образование (практически полезное) дает учащимся специальные учебные умения и навыки, а также профессиональные на том или ином уровне умения и навыки и предполагает использование учителем прежде всего эвристического и проблемного методов обучения, таких техник педагогического общения, как инструктаж - демонстрация - моделирование - традиционный опрос- тестирование.

Элементарное образование предполагает овладение родным и государственным языком(ами) как средством(ами) коммуникации. Она дает учащимся основные первичные базовые умения - писать, читать, рисовать, чертить, а также необходимый набор жизненно важных знаний, в том числе и поведенческих, и предполагает использование учителем прежде всего объяснительно-иллюстративного метода обучения.

На наш взгляд, вариативное применение всех видов содержаний образования позволит нам построить единое образовательное пространство гимназии.

На каждой ступени образования в гимназии решаются следующие проблемы:

Начальная школа (1 - 4 классы)

1. Обеспечение прочного усвоения знаний, умений и навыков на повышенном уровне обучения

2. Индивидуализация развития творческих способностей ребенка в художественной сфере.

3. Образование валеологической экологической направленности.

4. Образование, связанное с возрождением национальной культуры и языка.

5. Изучение первого основного иностранного языка с первого класса.

1 ступень гимназии (5-7 классы).

1. Развитие интеллекта учащихся через интенсификацию учебного процесса.

2. Совершенствование знаний, умений и навыков по предметам культурно-этического цикла

3. Изучение второго иностранного языка.

II ступень гимназии (8 - 9 классы).

1. Выравнивание стартовых возможностей учащихся в освоении всех учебных дисциплин.

2. Углубленное изучение национальной и мировой культуры.

3. Выявление склонностей и способностей учащихся для дальнейшей специализации.

4. Образование профессионально-трудовой и спортивной направленности.

5. Образование психолого-педагогической реабилитации.

III ступень гимназии (10-11 классы).

1. Дифференциация по интересам в профильных классах физико-математического и гуманитарного направлений.

2. Физкультурно-оздоровительная программа по охране здоровья.

3. Ориентация на будущую профессию за счет введения курсов по выбору, целью которых является подготовка в вуз.

Содержание образования ориентировано на усиление общегуманитарной подготовки.

Существующий вариант учебного плана будет подвергаться поэтапной корректировке с целью выработки устойчивого баланса между основным циклом, включающим как общеобразовательные, так и дополнительные гуманитарные дисциплины, и курсами по выбору учащихся.

Организация учебного процесса

4. Модель работы учителя

с содержанием учебного материала.

Учителя все чаще при работе с учебниками испытывают некоторый дискомфорт от сохраняемого в них противоречия между знаниями для ответа и знаниями для смыслового развития личности ученика. Следовательно, для учителей появляется новый вид деятельности: работа с содержанием учебного предмета. Этот вид деятельности имеет смысл только для тех учителей, которые добровольно взяли на себя ответственность за оказание поддержки развивающейся личности ученика.

Содержание изучаемого предмета включает в себя:

1. Сущность содержания знаний. Содержание знаний означает не “добавление бесспорных истин” к научному компоненту, а логику противоречивого научного познания, как решение проблем в нелинейной последовательности, как процессы углубления, возвращения к исходным данным и их проблематизации.

2. Связь с ценностями, Содержание знаний должно содержать их смысловые ценности. Содержание определяется тем, что предлагается ребенку в качестве предметов позиция, размышления рефлексии, преобразовательной деятельности. Содержание знаний ориентируется на гуманистические, личностно значимые ценности: культуры, гражданского поведения, реальной ответственности, принятия решений, нравственных поступков, проектирования поведения. Следовательно, содержание ориентируется на нравственные ценности.

3. Связь со стандартом. Содержание учебного материала наряду с государственным стандартом должно включать личностное саморазвивающее начал, т.е. компоненты, актуализирующие личностные структуры сознания учащихся.

4. Связь с целью и процессом. Содержание является основным, но не существующим вне целевого и процессуального компонентов обучения. Содержание - это то, что наполняет форму и из чего форма осуществляется.

5. Содержание знаний и творчество. Познавательное творчество обусловлено работой сознания по переосмыслению учебного материала преподавателем для того, чтобы представить его содержание в соответствии с требованиями гуманизации как материал для размышлений учеников. Появляется новое определение творчества: творчество это размышление над известным, в результате которого проявляется новый, личностный смысл знания, открывается его,”значение - для себя”, личностная ценность. Для этого знание должно переосмыслиться: переосмысление способствует процессу субъективации, т.е. не только оценке личностной значимости учебного материала, но и осознанию самого себя его субъектом.

6. Содержание знаний как основа самоорганизации. Самореализация обязательное условия развития личности. Главную роль здесь играют внутренние ресурсы (личностные структуры сознания: критичность, рефлексия, автономность). Однако она инициируется внешними воздействиями - специально организованной деятельностью учителя, влияющей на формирование потребностей ученика в мотивировании, критичности, рефлективности и т.д. по отношению к сообщаемым знаниям.

Содержание знаний, расположенных в учебном материале можно разделить на условные части (структурные компоненты). Учёные считают, что оптимальное сочетание: для достижения наибольшей эффективности обучения представляют: эмоционально-ценностный, критический, рефлексивный, творческий и регулирующий.

Эмоционально-ценностный компонент предполагает наличие такого материала, который способствует проявлению эмоционального отношения к рассматриваемым фактам: осознанного принятия духовных и культурных ценностей; эмпатийных установок, переживания чувства совести, моральной ответственности.

Средство представления:

неоднозначность выдвигаемых факторов; демонстрация позитивных и негативных последствий, описываемых явлений.

Критический компонент определяет содержание как основу для осмысления любого факта на предмет его соответствия или несоответствия ценностям и смыслам эпохи открытия, а также современным ценностям; организует на развитие сильной позиции критичности.

Средства представления: нелинейное изложение материала; незавершенность и открытость знания; представление возможностей для интуитивных открытий.

Рефлексивный компонент организует на создание ситуаций, когда учебный материал востребует умение осмысливать явление при помощи изучения и сравнения собственных размышлений.

Средства представления: формирование установки на осознание внутренних источников, связей, механизмов развития сущности и смысла явлений.

Творческий компонент содержит материал востребующий: экспертные оценки и условия для перевода обучаемых в позицию экспертов;основу для конструирования собственных отношений к изучаемому событию.

Средства представления: создание ситуации, позволяющей и учителю и ученику выйти в пространство сторонней позиции; ориентация не только на конечный результат, но и на процесс приобретения знаниц путем специально организованного переживания изучаемого материала.

Регулирующий компонент обуславливает подбор содержания с ориентацией, на развитие умений и способностей самоуправления и саморегуляции. Умения: мобилизировать физические и психические возможности в ситуациях преодоления препятствий при достижении поставленных целей; мотивирование отношений и т.д. способности: к самообладании; к предвидению последствий действий и поступков исторических личностей, волевые процессы, направленные на коррекцию мировоззренческих позиций.

Средства представления: философские аспекты учебного материала; материал, содержащий основу для выявления противоречивости фактов, событий, ведущих принципов и т.д.

5. Условия эффективного осуществления образования

и воспитания в гимназии.

1. Единство специально организуемой и целенаправленной работы органов образования, высших учебных заведений с творческой, инициативной деятельностью педколлектива гимназии.

2. Обеспечение оптимального сочетания государственного и гимназического компонентов образования

3. Создание системы методической работы с педагогическими кадрами с привлечением учёных республики.

4. Привлечение базовый предприятий, родителей учащихся, учителей и гимназистов укреплению учебно-материальной базы, соответствующей образовательным и воспитательным задачам гимназии.

5. Открытие на базе гимназии научной лаборатории или научного центра. Привлечение ученых высших учебных заведений республики к осуществлению учебно-воспитательного процесса в гимназии.

6. Разработка критериев отбора в профильные классы.

7. Организация диагностического обеспечения на всех ситуациях гимназии.

8. Создание соответствующей концептуальным целям системы управленческой и координирующей деятельности внутри гимназии.

9. Изучение и обобщение опыта окружающего образовательного пространства.

10. Создание воспитательной системы в гимназии.

11. Превращение коллектива гимназии в содружестве с родителями в главный “инструмент” воспитания.

12. Установление тесной связи с учреждениями культуры искусства, спорта и т.д.

13. Поиск наиболее эффективных форм роста творческого потенциала членов педколлектива.

14. Поиск источников финансирования для осуществления педагогического процесса в гимназии.

6. Система управления.

6.1. Управление гимназией осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь “Об образовании в Республике Беларусь” на принципах демократичности, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Управление гимназией строится на принципах единоначалия и самоуправления.

6.2. Трудовой коллектив составляют все работники гимназии. Полномочия трудового коллектива осуществляются общим собранием членов трудового коллектива. Собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей списочного состава работников.

6.3. Общее собрание трудового коллектива имеет право:

а) обсуждать и принимать Устав гимназии;

б) избирать делегатов на конференцию по выборам Совета гимназии один раз в два года;

в) обсуждать и утверждать Правила внутреннего трудового распорядка гимназии.

6.4. Общее руководство гимназией осуществляет выборный орган - Совет гимназии, состоящий из 13 человек. Из них - 7 членов педагогического коллектива, 4 члена - от родителей, 2 члена - от учащихся 9-11 классов.

Кандидаты в члены Совета гимназии от педагогического коллектива выбираются на общем собрании работников гимназии (количество не ограничено, но не менее семи человек).

Кандидаты от родителей выбираются либо на общешкольном родительском собрании, либо на классных родительских собраниях (количество произвольно, но всего не менее четырех).

Кандидаты от учащихся 9-11 классов на общем собрании учащихся 9-11 классов или на классных собраниях (количество произвольно, но всего не менее двух).

Избранные представители собираются на общешкольную конференцию, которая избирает Совет гимназии из 13 членов во главе с председателем открытым голосованием. Председателем Совета может быть избран любой из 13 членов Совета.

Конференция созывается по решению Совета один раз в два года. Она избирает (переизбирает) Совет гимназии сроком на два года, заслушивает отчет Совета и его председателя.

6.5. Заседания Совета гимназии созываются его председателем или по требованию не менее половины членов Совета по мере надобности, но не реже одного раза за полугодие.

Решения Совета принимаются открытым голосованием, считаются правомочными, если на его заседании присутствовало не менее двух третей состава и считаются принятыми, если за решение проголосовало не менее половины членов списочного состава Совета.

На заседаниях Совета гимназии ведутся протоколы, подписываемые председателем Совета и секретарем, которые хранятся в делах Совета.

6.6. Непосредственное руководство в гимназии осуществляет директор, который назначается органами образования.

7. Воспитательная работа.

Цель воспитания в гимназии - формирование личности, способной строить жизнь, достойной Человека.

Ориентация на конечный результат: выпускник гимназии - это субъект социальных отношений, осоюзнающий смысл происходящего, соотносящий окружающую жизнь с тем, что есть для него образ достойной жизни (это жизни построенной на основании добра, истины красоты). а значит принявший ответственность на себя за свою собственную жизнь и за те стороны общей жизни, которые от него завися.

Задачи воспитания:

1. Формирование образа жизни, достойной человека;

2. Формирование образа достойного человека

3. Формирование способности быть субъектом собственной жизни

4. Формирование жизненной позиции как общего отношения к жизни как таковой и собственной жизни в этом мире

5. Формирование культурологических умений взаимодействия с миром во всех его проявлениях.

Объектом профессиональной воспитательной работы учителей гимназии являются три основных социально-психологических феномена:

Знания - умения - любовь.

В процессе воспитательной деятельности педагогический коллектив гимназии стремится к развитию личности гимназиста, знающий мир умеющей жить в этом мире, которая принимает и любит этот мир во всех его проявления.

Овладевая достижениями культуры и проживая каждый день своей школьной жизни на уровне культуры, воспитанник гимназии овладевает богатейшими средствами выстраивать свою жизнь (деятельность, поведение, действие) на основании выбора, так, чтобы эта жизнь полностью соответствовала его представлению о счастливой и достойной жизни. Свободный выбор гимназистов (как свобода любого культурного человека) скована ценностными рамками. В этих культурных рамках и будет располагаться воздвижутся каждым учащимся гимназии здание жизни, А каждый гимназист будет творцом этого здания.

Задача педагогов гимназии - оснастить гимназиста склонностью к самостоятельному выстраиванию достойной жизни.. Содержание воспитательного процесса обеспечивает достижение поставленной цели, в ходе всего школьного обучения, так как образ достойной жизни динамичен.

Задачи - доминанты для каждого возрастного периода:

Младший школьный возраст:

- выполнять требования родителей, учителей;

- хорошо учиться;

- быть добрым;

- вести себя хорошо;

- наблюдать за природой.

Средний школьный возраст:

- быть товарищем;

- становиться сильным;

- отвечать за своих поступки;

- беречь природу.

Старший школьный возраст.

- любить окружающий мир;

- осмысливать происходящее;

- творческая деятельность;

- стремление к изменению жизненных обстоятельств;

- осмысление жизненной позиции.

Влияние цели на профессиональную работу педагогов отражается в тех принципах, которыми педколлектив руководствуется ежедневно в процессе воспитательной работы:

Основополагающий - принцип ценностной ориентации (интерпритация с точки зрения наивысших ценностей жизни всего, что происходит вокруг детей в мире)

Процессуальный - принцип субъективности (связь своего личного “Я” с действительностью”).

Методический - принцип целлостности (направление воздействий педагога одновременно на разум ребенка, способной обнаруживать смысл ситуации, на его эмоции, отражающее влияние действительности по самочувствии субъекте на моторно-двигательный аппарат, который производимы действиями материализует связь субъекта с объектом окружающей реальности.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ.

Начальная школа:

Стратегическая линия воспитательной работы - освоение норм культурной жизни.

Направления воспитательной работы.

1. - знакомство с гигиеническими, этическими, правовыми трудовыми, поло-ролевыми нормами жизни человека.

2. - воспитание уважительного отклонения и приводе (Природа - дом Человечества).

3. - изучение традиций, обычаев, фальклора своего народа.

I ступень гимназии ( 5- 7) классы.

Стратегическая линия воспитательной работы - формирование образа Человека как феномена мира.

Направления воспитательной работы:

- создание внешнего и внутреннего портрета Человека

- воспитание культуры общения

- формирование самооценки учащихся

- воспитание уважения к истории и культуре своего народа

IIступень гимназии (8 - 9 классы).

Стратегическая линия воспитательной работы - формирование образа жизни, как некой модели, эталона для достойного человека.

Направление воспитательной работы:

- расшифровка понятия “Великий Человек”

- показать взаимное влияние людей друг на друга

- формирование умения быть сильным и противостоять влиянию толпы

- соотношение интересов “я” и “они”

- помощь в осознаний гимназистом себя как индивидуальности

- половое воспитание

- профессиональная ориентация

- формирование экологической культуры

- знакомство с особенностями национальной психологии (характерные черты своего народа, человека-белоруса).

III ступень гимназии (10 - 11 классы).

Стратегическая линия воспитательной работы - помощь в осмыслении жизненной позиции каждого гимназиста.

Направление воспитательной работы:

- помощь гимназистам в осуществлении собственной творческой деятельности

- Глубокое знакомство старшеклассников с жизненными проблемами молодежи

- показание помощи гимназистам в осмыслении противоположных позиций, “иметь - быть - творить” и “довольствоваться - существовать - разрушать”.

- коррекция настоящего в поведении и жизнедеятельности выпускников гимназии и помощь в планировании их будущего

- - формирование профессиональных качеств, выпускников, необходимых для будущей профессии

- формирование экологической культуры гимназистов

- подготовка старшеклассников к семейной жизни

- формирование национального самосознания гимназистов

При организации процесса воспитания в гимназии осуществляются

Организуя работу с учащимися гимназии по данной Программе воспитания педагоги производят социально-психологическое и общее духовной восхождение детей по ступеням в освоении, усвоении и присвоении ценностей культурной жизни.

Программу знают все педагоги школы, чтобы гибко выстраивать работу в согласии с уровнем развития детей.

Педагогическая стратегия заложена в программе воспитания, а тактику педагог волен избирать индивидуальную в зависимости от своих профессиональных возможностей и способностей детей.

Стратегическая линия (задача- динамита) решается в течение всего учебного года и во всех областях школьной жизнедеятельности, а не только в ходе проведения мероприятий.

Данная программа не претендует на роль инструкции, рекомендации, нормативного распоряжения. Это один из вариантов практического решения проблемы организации воспитания в современной школе.