Календарь

ПнВтСрЧтПтСбВс

Сейчас на сайте:

Советы родителям


Советы родителям: как помочь детям подготовиться к экзамену
(подготовлено специалистами Министерства образования и науки)

    - Не тревожьтесь о количестве баллов которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена Внушайте ребенку - мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
    - Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей и, если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
    - Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
    - Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
    - Наблюдайте за самочувствием ребенка никто, кроме Вас не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка связанное с переутомлением.
    - Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
    - Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
    - Обратите внимание на питание ребенка во время интенсивною умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
    - Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
    - Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
    - Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается oт привычных ему письменных и устных экзаменов.
    - Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
    - Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
    - Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
      пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какою типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу,
      внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать),
      если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться,
      если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант
    И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

ЕСЛИ ЗАВТРА ЭКЗАМЕН. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Как наиболее рационально подготовить свое чадо к этим испытаниям, чтобы избежать стрессов, переутомлений и тому подобное? Вот несложные правила, следуя которым вы сможете значительно облегчить ситуацию:
• Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на переводном экзамене. Внушайте мысль, что количество баллов не является главным измерением его возможностей.
• Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов - это отрицательно скажется на результате тестирования. Ребенку всегда передается  волнение родителей.
• Накануне экзамена обеспечьте своему ученику полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
• Повышайте уверенность ребенка в себе, так как чем больше он боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибки.
• Наблюдайте за самочувствием своего чада: никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение его состояния, связанное с переутомлением.
• Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
• Обратите внимание на питание: во время интенсивного умственного напряжения необходимы питательная, разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов.
• Помогите распределить темы подготовки по дням.
• Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал: достаточно просмотреть ключевые моменты, уловить смысл и логику.

Питание во время экзаменов

Экзамены – серьезная проверка организма на прочность. Особая нагрузка в этот период ложится на нервную систему. Во время подготовки к экзаменам необходимо быстро и глубоко сосредотачиваться, запоминать большой объем материала. На экзамене надо уметь справиться с волнением. Поэтому придется обратить внимание на режим питания. Перед школьниками стоят две задачи:
• исключить из рациона то, что еще больше осложняет работу организма
• добавить то, что ему поможет справиться с нагрузкой.
 Во время интенсивной умственной работы рекомендуется 4 -5-разовое питание.
При более редком питании поступление большого количества питательных веществ вызывает перенаполнение желудка, прилив крови к нему и, соответственно, нарушение кровоснабжения мозга, что вызывает вялость и сонливость.
Более частое питание отвлекает от занятий и в сочетании с гиподинамией может приводить к повышению массы тела.  Питание должно быть средней калорийности, в пищевом рационе должно быть достаточное количество белков, витаминов и растительных жиров. Избыток животных жиров и крахмала нежелателен.
Очень важно наличие в пище свежих растительных продуктов - овощей и фруктов. Они не только являются источников витаминов, но  содержат клетчатку, обеспечивающее нормальное функционирование кишечника (в противном случае сидячая умственная работа и хронический нервный стресс, сопровождающийся активацией симпатической нервной системы, могут вызывать запоры). Помимо свежих овощей и фруктов, в качестве источника витаминов можно использовать ржаной хлеб, яйца, печень, также можно применять поливитаминные комплексы с добавлением микроэлементов.

Лучше распрощаться:
1. С бутербродами, хот-догами, пирожками. Никакой сухомятки и еды на бегу: в такой еде одни «пустые» калории, очень мало полезных веществ. Организму нужна полноценная горячая пища. Хочется перекусить - лучше взять яблоко или апельсин.

2. С искусственными газированными напитками (это всего лишь смесь воды, сахара или сахарозаменителя, ароматизатора и пищевого красителя). Никакой пользы для ума, сплошной вред для желудка и печени, а им и так нелегко, на них тоже сказывается общая нервозность.
К тому же, ученые  доказали, что даже диетические газированные напитки могут искусственно вызывать у человека чувство голода.

3. С чрезмерным количеством кофе. 1-2 чашки организм подстегнут и тонизируют, а 3-4 настроят на необходимость постоянного допинга и превратятся как минимум в 5-6. В итоге работоспособность ничуть не улучшится, а перебор с кофеином не даст нормально отдохнуть ночью. Кроме того, большие дозы, да еще с непривычки, могут вызвать запредельное возбуждение либо, наоборот, вогнать в депрессию.

4. С сигаретой. Она «съедает» огромное количество витамина С, который и так расходуется в больших количествах во время стресса.

5. С алкоголем (даже с пивом).  Алкоголь нарушает нормальный ритм сна/бодрствования, вгоняет в беспричинный пессимизм или внушает неоправданный оптимизм. В общем, отнимает бесценное время.
Кроме того, с помощью точных приборов экспериментально установлено, что даже доза в 20-30 г алкоголя, равная кружке пива, снижает  работоспособность на 16-17%. После употребления 30г алкоголя запоминание ухудшается на 60-70%. Прием 40 г алкоголя увеличивает число ошибок в 6 раз, счет ухудшается на 10%.

Иногда неправильному питанию могут способствовать и чересчур заботливые родители (исключительно с позитивными намерениями).
Ты все время проводишь дома на родном диване с учебником в руках. Мама не может нарадоваться на трудолюбивое (наконец-то) чадо, то и дело подсовывает бутербродик с жирной колбаской или предлагает отведать жирного супчику.
Пора задуматься о том, что именно ты потребляешь в пищу, потому как твой обед может повлиять на исход экзаменационной битвы. Некоторые продукты помогут сосредоточиться и успокоить порядком расшатавшиеся нервы.

Забудь про диеты
Организм и так страдает от стресса, а ты его несчастного еще не докармливаешь. Для того, чтобы мозги работали в полную силу, питание должно просто быть регулярным и полноценным. Не стоит перенасыщать свой рацион углеводами.
Особенно необходимы молодому организму в этот нелегкий период продукты, которые содержат большое количество белка и витаминов группы В. Это нежирные сорта мяса, печень, молочные продукты, бобовые, зерновые, коричневый рис, орехи, свежие овощи и фрукты, пивные дрожжи.
Самое полезное блюдо в экзаменационный период – это жирные сорта рыбы - витамины, жиры и кислоты не дадут вашему организму расслабиться.
Для перекуса идеально подойдут несоленые орешки, сухофрукты и свежие фрукты. Хочется чего-то более существенного? Овощной суп или бутерброд с сыром будут очень кстати. А вот про чипсы на время лучше забыть, из-за высокого содержания жира желудку будет тяжело.  Молочные продукты ненадолго прогонят чувство голода, но подкрепиться йогуртом очень даже полезно для нервной системы.
При «зубрежке» также полезно погрызть морковку (еще лучше натереть на терку и  полить подсолнечным маслом), она улучшает память.
А помидоры, любые цитрусовые и капуста избавляют от лишнего стресса, так что на сочинение лучше взять с собой не булку, а апельсин.
Если ты слишком нервничаешь, и кусок в горло никак не лезет, возьми с собой пару бананов или съешь горсточку изюма. Кстати, в бананах содержится «гормон счастья» - серотонин, очень необходимый в такой трудный момент как сдача экзаменов.
Многие рекомендуют во время экзаменов есть шоколад, он действительно поможет сконцентрировать внимание и немного успокоиться. Но злоупотреблять сладостями не стоит. Это, вопреки распространенному мнению, вовсе не «пища для ума», а предпосылка для набора лишнего веса: калории-то на движение не тратятся, все время проходит в основном за письменным столом. Дневную норму сладкого хорошо бы ограничить до 5-6 ложек (40-50г) сахара, или 3 шт. шоколадных конфет, или 5 карамелек, или 5 ч. ложек варенья или меда.
 Клубника же улучшит настроение и поможет избавиться от отрицательных эмоций,   другая ягода – черника -  улучшит кровообращение мозга.
Наиболее полезны темно-зеленые и желто-красные овощи - источники витамина С и каротина. Их нужно есть не реже чем 2 раза в день,  как в свежем, так и в вареном, тушеном виде. В обязательном порядке организму нужны фрукты (лучше желто-оранжевые, не меньше 400 г в день) и соки.

А что же пить?
Не стоит идти на поводу у рекламы и подпитываться энергетическими напитками, даже если это последняя ночь накануне заветного экзаменационного дня, а ты всё еще ничего не знаешь. Давно доказано, что «утро вечера мудренее», тем более что кофеиновая бодрость быстро исчезнет. В разрекламированных энергетических напитках содержится очень большое количество (примерно 30% от объема) кофеина, но не того растительного кофеина, который мы употребляем в кофе (и который, тоже, кстати, не безвреден), а кофеина химического происхождения, полученного промышленным путем. Ведь на следующий день ты будешь чувствовать усталость, «разбитость» и еще больше переживать.
Пока готовишься к экзаменам, лучше пей минеральную воду или без содержания сахара, а про чай и кофе пока забудь.
   Перед самим экзаменом неплохо выпить стакан лимонного или ананасового сока (большое количество витамина С плюс минимум калорий).
На выпускных экзаменах в школах часто предлагают чай с лимоном. Не отказывайся, это  тебе поможет.

Только не надо делать главную ставку на меню и ожидать от него чудес. Полезно принимать витамины, так что выбери в аптеке витаминный комплекс: запомни, тебе необходимы селен, цинк, магний, кальций, витамины В и С.
Витамины не только помогут справиться со стрессом, но и улучшат качество кожи, волос и ногтей.

Итак,  помните:

Во время экзаменов не стоит бросаться в крайности: ни переедание, ни диета в этот период недопустимы.

Нужно сбалансированное, разумное, регулярное, разнообразное питание с соблюдением всех заповедей здорового образа жизни. Мыслям об экзаменах не место за обеденным столом - пусть остаются на письменном.

Есть нужно в спокойной обстановке, неторопливо и с удовольствием.

Вред сотовых телефонов признан официально

В 2011 году Международное агенство по изучени рака и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) впервые признали, что мобильные телнфоны могут провоцировать развитие злокачественных опухолей у человека.

Редкий малыш сегодня не имеет мобильника. Но головной мозг ребенка находится в стадии развития и более уязвм к воздействию вредных факторов внешней среды по сравнению с мозгом взрослого. Доказано, что мозг ребенка поглощает электромагнитной энергии больше, воздействию подвергается большее количество отделов мозга, в том числе ответственных за умственное развитие.

Как себя обезопасить

  • По возможности не давайте мобильник детям. Сократите разговоры до минимума, а лучше общайтесь с помощью SMS.
  • Звоните с городского, а не с мобильного.
  • Не носите телефон в карманах - держите в сумке, подальше от тела.
  • Не подносите телефон к уху, пока идет гудок и устанавливается соединение с абонентом - в это время излучение самое сильное.
  • Не оставляйте телефон рядом во время сна, отдыха. Минимум - в 1,5 м от себя.
  • Используйте наушники или хотя бы беспроводную гарнитуру (блютуз), чтобы не подносить телефон к голове при разговоре.

Советы родителям на каждый день:

  1. Говорите сыну или дочери:  «Людям должно быть с тобою легко». Не бойтесь повторять это.
  2. Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: «всегда»,  «Ты  вообще»,  «Вечно ты».  Ваш  ребенок  вообще  и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этой и скажите ему.
  3. Не расставайтесь с ребенком в ссоре, сначала помиритесь, потом идите по своим делам.
  4. Старайтесь, чтобы ребенок  был   привязан        к    дому, возвращаясь домой, не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома».
  5. Внушаете ребенку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».
  6. Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день    читайте    с    детьми    вслух    (даже    с    подростками) интересную   книгу,   это   сильно   обогатит   ваше   духовное общение.
  7. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не показалось, будто они вечно не правы. Эти вы научите уступать, признавать ошибки и поражения.
 
Рекомендации родителям по преодолению тревожности
  • Делайте вместе с ребенком, но не вместо него.
  • Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени. Боялся, но потом удалось сделать то-то и то-то
  • Надо готовить ребенка к переменам, знать, что его жде
  • Ответственность не является источником тревоги, но она является знанием границ своих возможностей.
  • Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбайтесь чаще. Убеждайте ребенка, что все будет хорошо.
  • Старайтесь в любой ситуации искать плюсы, по принципу «нет худа без добра». Например, ошибки в контрольной – это бесценный опыт, ты понял, что тебе надо повторить, и больше их не сделаешь.
  • Формировать мотивацию достижения успеха, формировать внутреннюю мотивацию к обучению. Внутренняя мотивация к обучению – это выполнение определённой работы из-за внутреннего интереса к ней, из-за ощущения её ценности, от такой деятельности человек ощущает покой, удовлетворение, концентрируется внимание, человек не тревожится по поводу возможной неудачи, так как знает, что результат можно исправить. Внешняя мотивация формирует нестойкое поведение, как только исчезает стимул или подкрепление в виде какого – то вознаграждения или наказания, то и деятельность прекращается. Внешне мотивированные дети выбирают простейшие задачи, для быстрого получения вознаграждения и снижают качество и скорость выполнения творческих задач, проявляя отрицательные эмоции.
  • Его природная способность подходить с позиции «критической разборчивости» может принимать форму «резкого критиканства», которое надо всем глумиться, не смотря на факты, поэтому информацию о делах в школе родителям стоит уточнять и разъяснять, что же произошло на самом деле, уменьшая «опасность ситуации» .
  • Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное; перед сном слушать релаксационную музыку, не смотреть тревожащих воображение ребёнка и страшных телепередач, создание перед сном атмосферы тишины и покоя.
  • Регулярно следить за состоянием здоровья ребенка, контролируйте режим дня. Помните, что в течение учебного года есть периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель, конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина третей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка.   
  • Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка.
 
Рекомендации по часто встречающимся проблемам в воспитании детей
Если ребенок лжет
  • Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами.
  • Обучая ребенка честности, будьте честны сами. Ребенок дол­жен понимать, что вы не можете смириться с ложью и всякая неправда вам чужда. Даже умолчание для вас — тоже ложь.
  • Чем лучше будет ребенок чувствовать себя в вашем обще­стве, тем более хорошее представление у него сложится о себе самом и тем реже у него будет возникать желание солгать.
  • Чаще хвалите, одобряйте ребенка, поощряйте за хорошие поступки.
  • Если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность и выяснить причину лжи.
  • Причинами лжи могут служить следующие проблемы: нуж­да в похвале или проявлении любви взрослого; попытка скрыть свою вину; попытка избежать наказания; желание выразить свою враждебность тому, кто лжет.
  • Найдя возможную причину лжи, постарайтесь действовать и помочь ребенку так, чтобы разрешить его проблему.
  • Не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, дав оценку собственному поступку.
  • Сделайте все от вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки.
Если ребенок гипердинамичен
  • Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.
  • Четко придерживайтесь режима дня.
  • Строго разграничьте целенаправленную активность через игру. Игра обязательно должна быть со смыслом.
  • Приобщайте ребенка к организованным подвижным играм, в которых он может расходовать избыточную энергию.
  • Приобщайте ребенка к командным играм, где ребенок мо­жет подчиняться определенным требованиям, ставить перед со­бой цель и стремиться выполнить ее.
  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
  • Ограничьте просмотр остросюжетных телепередач.
  • Ограничьте количество беспокойных и шумных приятелей.
  • Не принимайте у себя большое количество гостей и не хо­дите с ребенком в шумные компании.
  • Хвалите ребенка в каждом случае, если он этого заслужива­ет, подчеркивайте его успехи. Это даст ребенку уверенность в сво­их силах.
  • Говорите с ним сдержанно, мягко, спокойно.

Учите его сдерживать «бурлящие» эмоции и постарайтесь не выплескивать свои.

  • Старайтесь гасить конфликты, в которых замешан ваш ре­бенок в зародыше.
  • Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях ребен­ка. Если возникла необходимость отчитать, проработать — делай­те это не грубо, а взволнованно и эмоционально.
  • Наказывайте гипердинамичного ребенка только неподвиж­ностью.
  • Следите за дисциплиной. Устраняйте влияние всепрощаю­щих взрослых.

Если ребенок застенчив

  • Выражайте безусловное расположение ребенку.
  • Общайтесь с застенчивым ребенком доброжелательным то­ном. Только такое общение не спровоцирует повышения уровня тревожности.
  • Чаще поощряйте застенчивых. Поощряйте не только прояв­ление способностей и знаний, но также эмоций и чувств.
  • Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен ее попросить.
  • Заранее разъясните ребенку новую ситуацию и что от него требуется, так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях.
  • Позволяйте ребенку делать ошибки. Учите их идти на разум­ный риск и переносить поражения. Учите тому, что неудача — это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранные средства.
  • Помогите застенчивым найти и оценить в себе то, что есть в них хорошего, приучая принимать похвалу без лишнего смуще­ния.
  • Не предъявляйте ребенку требований, неадекватных его воз­можностям.
  • Помните, что застенчивому ребенку необходима стабиль­ность во всем, ибо любые изменения для них крайне болезненны.
  • Чаще прикасайтесь к ребенку, гладьте его, обнимайте. При­косновение успокаивает, лечит и стабилизирует ребенка.
  • Поощряйте совместную игру застенчивого ребенка с други-^ Детьми.
  • Учите ребенка умению общаться с другими людьми. Чаще посылайте его в магазины или с какими-либо поручениями к ва­шим друзьям, соседям.
  • Общайтесь с застенчивым ребенком на уровне его роста, <<глаз в глаз», т.е. в буквальном смысле склоняйтесь к нему, чтобы ваши глаза встретились в процессе разговора.
  • Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не ^особен ее попросить.
  • Создайте атмосферу доверия в своем доме: пусть дети име­ют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбояз­ненно.
  • Будьте открыты и искренни. Не давайте обещаний, которые не можете выполнить.
 Если ребенок медлителен
  • Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.
  • Не торопите его, поощряйте, подбадривайте словом, взгля­дом, прикосновением.
  • Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос.
  • Никогда не позволяйте ребенку работать «на время». Вре­менной цейтнот категорически противопоказан медлительному ре­бенку.
  •  Всемерно способствуйте развитию уверенности в своих си­лах. Работайте с ним на «положительном подкреплении»: при не­удачах — подбодрите, самый ничтожный успех — подчеркните. Всегда создавайте ситуацию успеха.
  • Всегда помните о том, что такому ребенку надо время «на раскачку».
  • Используйте приемы опережающего воздействия. Заранее напоминайте, создавайте условия, облегчающие ребенку выпол­нение задания в более быстром темпе.
  • Привлекайте к совместной деятельности. Ребенок, заража­ясь общим настроением, стремится согласовать свои действия с действиями других.
  • Стремитесь к строгому соблюдению режима дня.
  • Вырабатывайте у ребенка чувство времени.
  • Привлекайте ребенка к занятиям физической культурой, ритмикой.
  • Чаще переключайте внимание ребенка в процессе деятель­ности.
Если ребенок плохо запоминает
  • Учите ребенка ставить цель запомнить надолго.
  • При подготовке уроков чередуйте способы работы: конс­пектирование, запоминание со слуха, использование схем, диа­грамм, графиков, рисунков и т.д.
  • Для того чтобы лучше запомнить текст, прочитывайте его вслух.
  • Ребенок лучше запоминает тогда, когда перескажет прочи­танное.
  • Во время заучивания ребенок должен понять то, что нужно запомнить.
  • Для осмысления запоминаемого текста можно использовать схему: 1. О чем или о ком говорится в тексте; 2. Что об этом гово­рится.
  • При запоминании пользуйтесь смысловыми опорами, смыс­ловым соотнесением и смысловой группировкой. Кто хорошо осмыс­ливает — хорошо запоминает и долго помнит.
  • Готовить уроки следует сразу же в день объяснения нового материала, т.к. забывание активнее происходит в первые 24 часа. После математики учите историю, после физики — литературу, память любит разнообразие.
  • При подготовке материала день в день следует разделять во времени понимание и запоминание.
  • Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов под­ряд в один день.
  • Учить материал нужно в определенное время, чтобы выра­ботать режим. Вечером, перед сном, нужно повторить выученное.
  • Не учите стихи по столбикам. Короткие заучивайте цели­ком, длинные разбивайте на порции.
 
 Детей учит то, что их окружает
  • Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать.
  • Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.
  • Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким.
  • Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
  • Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
  • Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
  • Если ребёнка часто хвалят – он учится оценивать.
  • Если с ребёнком часто честны – он учится справедливости.
  • Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить.
  • Если ребёнка часто одобряют – учится хорошо к себе относиться.
  • Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.